Главная » Ребенок » Приемный ребенок: выбор сердца и разума

Приемный ребенок: выбор сердца и разума

Приемный ребенок: выбор сердца и разума

Беседа с епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном

Первая православная школа приемных родителей при Марфо-Мариинской обители за 11 месяцев своего существования уже подготовила 30 семей-выпускников. Десять из них взяли на воспитание детей. Помимо стандартной программы, разработанной городским Департаментом семейной и молодежной политики, в школе будущие приемные родители могут пройти катехизацию, пообщаться со священником, а также встретиться с теми семьями, которые уже воспитывают приемных детей. По окончании обучения выдается документ государственного образца – с сентября такое свидетельство о прохождении спецкурсов стало обязательным для потенциальных усыновителей.

О том, чему следует научиться будущим приемным родителям и как им справляться с духовными трудностями, порталу «Православие.ру» рассказывает организатор и духовник школы, председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.

– Какие главные знания должны получить потенциальные усыновители? И действительно ли теоретическая подготовка к родительству реально помогает на практике?

– Конечно, нужно познакомить усыновителей с особенностями детей, которые оказались по каким-то причинам вне семьи. Эти особенности, как правило, общие для всех таких детей: сложная психика, отсутствие телесного здоровья, часто отставание в развитии. Обычные критерии педагогики к этим детям не применимы. Поскольку все время меняются взрослые, которые живут и занимаются с ребятами в детском доме, у ребенка к ним не возникает устойчивой привязанности, и часто он не умеет любить. Травмированные дети легко переключаются с одного на другое, у них нет какой-то стабильности в жизни… В общем, приемный ребенок – не чистый лист, в его душе уже написаны жизнью разные каракули и даже скверные слова.

Кроме психологии, усыновители должны детально выяснить и юридическую сторону вопроса, чтобы знать и свои права, и права кровных родителей.

Но помимо специальных знаний, главное, чему должны учиться будущие родители, – это умение самим любить таких детей. А для этого нужно постоянное обращение к Источнику любви – к Богу. Через молитву, церковные таинства, чтение Священного Писания и соблюдение заповедей Господь дает нам чувство подлинной любви. У человека должно быть понимание, что воспитание ребенка – это подвиг, силы на который дает только Господь. «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18: 5).

Родители, исполняя слова Христа, должны просить помощи у Того, Кто заповедовал относиться с состраданием и сочувствием к чужому горю, тем более что тут мы имеем дело с детской бедой.

– Какие мотивы чаще всего заставляют задуматься об усыновлении? Как понять, готов ли человек взять на воспитание премного ребенка?

Должны быть нормальные отношения внутри семьи – осознанное стремление иметь детей у всех ее членов. Обязательно согласие мужа, а также кровных детей, если они есть. Одиноких женщин, которые хотят ребенка, мы не рассматриваем в качестве кандидатов в приемные родители. Но, конечно, каждый случай индивидуален, поэтому только духовник конкретной семьи может дать такой совет: брать ребенка или семья еще не готова к этому.

Курсы приемных родителей как раз и нужны, чтобы не скрывать всех трудностей, а честно о них рассказать – а решение остается за семьей. Нужно осознавать, что если в семье есть непонимание, ревность, то все эти проблемы многократно возрастут, если еще появится ребенок из детского дома, который к тому же сразу перетянет все внимание на себя, ведь он не умеет делиться своей любовью и не умеет жить в семье.

Иногда приходится снимать «розовые очки» с родителей, думающих, что ребенок, которого они усыновят, будет теперь до конца жизни благодарен им. Обдуманным решение об усыновлении становится тогда, когда человек понимает, что он идет на подвиг ради ребенка.

Чаще всего трудности не пугают тех, у кого долгое время не получается родить собственных детей. Стремление быть родителем заложено природой в каждом. Несмотря на то, что в наше время люди часто до достижения зрелого и очень зрелого возраста даже и не думают о семье и детях, в результате все равно большинство приходит к такому решению. Но есть и другие случаи, когда люди, уже воспитывающие нескольких детей, понимают, как важно для ребенка жить в семье, и решают взять к себе еще одного – приемного. Бывает, что просто до глубины души трогает чужое горе.

– Когда рождается свой, кровный ребенок, мы, к счастью, не можем выбирать, какой у него будет цвет глаз, характер, болезни и т.д., – родителям приходится любить его таким, какой он есть. А вот как выбрать ребенка в детском доме? И допустим ли сам выбор?

– Я думаю, что выбирать приемного ребенка допустимо: нужно увидеть и понять, полюбишь ли ты его, расположится ли твое сердце к нему. Конечно, этот выбор сердца нужно проверить разумом. Трезво оценить, по силам ли твоей семье взять ребенка, если он тяжело болен, например, или уже достаточно взрослый и успел приобрести какие-то очень плохие привычки – изменить кардинальным образом вы ведь его не сможете. Но голос сердца все равно стоит слушать – ведь и Сам Господь может указать, что это именно тот самый твой ребенок. Да еще и самому ребенку вы должны понравиться.

На практике же бывает так, что не вы выбираете из большого количества детей, а вам самим консультанты советуют – не детей подбирают к родителям, а родителей подбирают к детям. Стоит прислушаться и к этим рекомендациям.

– Многие родители жалуются, что и своих-то, кровных детей, даже в раннем возрасте, не удается привести в Церковь. А как быть с детьми из детского дома? Способны ли они, по вашему опыту, жить в воцерковленной семье?

– Зная опыт православных детских домов, могу сказать, что очень большой процент их выпускников затем не уходят из Церкви. Есть случаи, что некоторые выпускницы становятся женами священников.

Не имея в себе страха Божия, нельзя научить ему и своего ребенка. И наоборот, если таинства имеют большое значение для родителя, этот пример передается детям. Самое главное – нам самим постоянно быть со Христом, быть в поисках главного дара, главной цели – стяжания Духа Святого.

И хотя себя мы можем и должны заставлять любить, выполнять заповеди, да и просто рано утром в выходной день встать и пойти в церковь, то ребенка, конечно, силой не заставишь. Тут творческий подход нужен, ведь семейных традиций благочестивой жизни не сохранилось. Каждой семье нужно найти свой путь. Поэтому еще важно общаться с другими семьями, делиться опытом.

– Есть ли продолжение у школы приемных родителей – клуб для уже усыновивших?

То, что сегодня воспринимается многими как некая экзотика: многодетность, усыновление и так далее, – на самом деле естественно и нормально, а ведь этому можно научиться, только имея перед глазами живой пример.

Более того, со временем мы должны прийти к тому, чтобы такие семейные клубы объединились в родительскую ассоциацию и становились реальной общественной силой – могли бы выражать свое мнение по поводу разных опасных тенденций. В конце концов в связи с тем, что меняется законодательство в области социальной защиты детей, эта ассоциация могла бы участвовать в решении вопросов, забирать ли конкретного ребенка из конкретной семьи или нет.

Все-таки, несмотря на все различия и проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители, жизнь всех семей развивается по неким общим правилам: есть посты, праздники, общие дела. Родители должны заботиться о воцерковлении ребенка с самого раннего детства, а при том, что многие наши взрослые еще сами мало знают о церковной жизни, им приходится преодолевать много трудностей на этом пути. В этом семьи должны поддерживать друг друга, помогать.

Кстати, поэтому, я считаю, очень желательно, чтобы и в школе приемных родителей занятия вели люди из многодетных семей: родители или их ставшие взрослыми дети. Мы их ищем и приглашаем поделиться опытом – особенно интересно было бы побывать у них дома, послушать какие-то истории из жизни, узнать, как они разрешают разные сложные ситуации. Ведь часто бывает, что даже специалисты-психологи из-за отсутствия собственного опыта семейной жизни не могут до конца понять проблемы подопечных. А после посещения многодетной семьи, в которой есть атмосфера любви, становится понятно, на что нужно равняться и к чему стремиться.

– Преподают ли в православной школе приемных родителей люди с таким опытом?

Но главное, что хотелось бы, – это чтобы те, кто приходят в школу приемных родителей, твердо поняли: без Бога мы не можем ничего, и чтобы они чаще обращались к Нему. Воспитание чужих детей, без преувеличения, подвиг, но важно помнить, что в лице усыновленного ребенка вы можете послужить Христу – Сыну Божиему, Который отдал за нас Свою жизнь и усыновил всех нас Богу. Это тот путь, где будет совсем непросто, но здесь вам будет помогать Сам Господь. «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, – говорит Христос, – ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 29–30).

Православная школа приемных родителей – одно из направлений работы Центра семейного устройства – проекта православной службы помощи «Милосердие».

Длительность курса – два месяца. Обучение проходит по программе, разработанной Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы, с добавлением дополнительных занятий. К стандарту добавляются беседы со священником, общение с родителями, имеющими опыт воспитания приемных детей, и со специалистами по возрастной педагогике. Занятия ведут священники, психологи, юристы, педагоги и другие специалисты. По окончании обучения в школе будущим приемным родителям выдается документ государственного образца.

Выпускники школы, которые взяли на воспитание ребенка из детского дома, в любое время могут обратиться за консультациями в школу, а также посещать встречи Клуба православных родителей. Встречи клуба проходят ежемесячно, на них родители могут поделиться опытом и задать интересующие их вопросы. На встречи приглашают не только тех родителей, которые прошли обучение в школе, но и всех желающих.

Записаться на курсы в православную школу приемных родителей можно по телефону справочной службы «Милосердие»: (495) 972-97-02. Также по этому телефону можно присоединиться к Друзьям милосердия – всем тем, кто не остается равнодушным, когда ближнему нужна помощь.

О admin

x

Check Also

Оплата больничного листа за 2009 в 2010?

КонсультантПлюс:Форумы #1 13.01.2010 13:22:35 Оплата больничного листа за 2009 в 2010. Здравствуйте! У меня такая ситуация — девочка ушла в декрет, она рожала в ноябре, больничный на 140 дней я ей оплатила, но 21 декабря ...

Новогодние игры и конкурсы для детей

Новогодние игры и конкурсы для детей Ведущий говорит четверостишья, последнюю строку которых заканчивают дети словами «Дедушка Мороз». Ведущий: В тёплой шубе новогодней, Потирая красный нос, Детворе несёт подарки Добрый. Ведущий: Есть в подарках шоколадка Мандарин ...

Как выбрать ролики для ребёнка (3-4, 5-7, 8-10, 11-13 лет): требования, виды, рекомендации, защита, видео

Как выбрать роликовые коньки для ребёнка? Сегодня роликовые коньки стали стремительно набирать популярность среди любителей проводить досуг активно и с пользой для здоровья. Они хороши тем, что практически не имеют возрастных ограничений. Кататься на роликах ...

Скользкое расписание

Скользкое расписание. Лыжные трассы и тюбинговые горки Москвы «АиФ» рассказывает о лыжных трассах, которые будут работать в московских парках вне зависимости от погоды. Нынешней зимой в московских парках будут работать лыжные трассы общей протяжённостью 25 ...

Интернет-магазин детских товаров Бэбихит74

Выбираем санки для ребёнка Специальное предложение,супер цены на детские товары Радионяни и видеоняни Радионяни Видеоняни Цифровые видеоняни Весы детские Весы для новорожденных и грудничков Весы детские напольные Bанночки Бытовые приборы Детские домики и игровые площадки ...

Страна малышей» — интернет магазин детских товаров

Популярные товары Полезная информация О нашем магазине Вас приветствует «Страна малышей» — интернет-магазин товаров для новорождённых . Когда в семье появляется новорожденный ребенок — вся жизнь начинает крутиться вокруг него. Бесконечные заботы о малыше поглощают ...

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов у детей младшего и старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это время, когда у ребенка начинает вырабатываться восприимчивость к обучению различным новым для него навыкам. Именно поэтому в этот период как никогда ...

Воображение в детском возрасте

В. Б. Косминская и др. М., «Просвещение», 1977 г. Рисование отдельных предметов Грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета. Рассмотрим, в какой ...

Организация игровой деятельности в детском саду, Мир Дошкольников

Организация игровой деятельности в детском саду Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды. Несмотря на ...

Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду в стихах

Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду в стихах. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка Любая мама переживает о развитии своего ребенка и старается найти оптимальную методику для своего малыша. Дети пяти ...

Драматизация сказок в детском саду в старшей группе: рекомендации воспитателю — Дошкольное образование — Преподавание — Образование, воспитание и обучение — Сообщество взаимопомощи учителей

Драматизация сказок в детском саду в старшей группе: рекомендации воспитателю Главной деятельностью дошкольного возраста является игра. В ней ребенок познает мир, знакомится с эмоциональной сферой, развивает и учится контролировать ее, общается с другими детьми. Все ...

Неврозы у детей — лечение, симптомы, причины, виды, признаки

Внешние признаки гиперактивного ребенка Неврозы у детей относятся к дефектам психического состояния обратимого характера, без искажения восприятия мира. Неврозы у детей представляют собой психогенные нарушения, которые являются ответной реакцией индивидуума на психотравмирующую ситуацию. Однако главная ...

Как воспитывать мальчика 2, 3, 4, 5 лет — советы психологов

Внешние признаки гиперактивного ребенка Как воспитывать мальчика – вопрос, занимающий умы большинства мам в независимости от эпохи, ведь любая из них желает взрастить опору семьи и воспитать настоящего мужчину. К сожалению, мальчишки не вырастают мужчинами ...

Ноопепт® (Noopept) — инструкция по применению, состав, аналоги препарата, дозировки, побочные действия

Ноопепт ® (Noopept) Содержание Фармакологическая группа Нозологическая классификация (МКБ-10) 3D-изображения Описание лекарственной формы Таблетки: белого цвета, круглой формы, с фаской. Фармакологическое действие Фармакодинамика Ноопепт ® обладает ноотропными и нейропротективными свойствами. Улучшает способность к обучению и ...

Гиперактивность у детей: признаки, как успокоить гиперактивного ребенка

Гиперактивный ребенок Понятие гиперактивности В 60-х годах ХХ века врачи называли гиперактивность патологическим состоянием и объясняли ее минимальными расстройствами функций мозга. В 80-х годах чрезмерную двигательную активность стали относить к самостоятельным заболеваниям, назвав «синдром дефицита ...

Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 — 2019 годы — ИПС — Әділет

Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 — 2019 годы Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205 Текст Официальная публикация Информация История изменений Ссылки в Собрании ...

Рейтинг@Mail.ru