Главная » Здоровье беременной женщины » Контрольные вопросы — Учебное пособие для студентов Бурятского государственного университета Улан-Удэ

Контрольные вопросы — Учебное пособие для студентов Бурятского государственного университета Улан-Удэ

Учебное пособие для студентов Бурятского государственного университета Улан-Удэ

Контрольные вопросы - Учебное пособие для студентов Бурятского государственного университета Улан-Удэ

Контрольные вопросы - Учебное пособие для студентов Бурятского государственного университета Улан-Удэ Контрольные вопросы - Учебное пособие для студентов Бурятского государственного университета Улан-Удэ Контрольные вопросы - Учебное пособие для студентов Бурятского государственного университета Улан-Удэ Контрольные вопросы - Учебное пособие для студентов Бурятского государственного университета Улан-Удэ

Контрольные вопросы - Учебное пособие для студентов Бурятского государственного университета Улан-Удэ4 чел. помогло.

1. Что является предметом исследования логопедии?

Этиология и патогенез детского церебрального паралича

Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП

Нарушения психики при ДЦП

Речевые нарушения при детском церебральном параличе

Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП

Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом

1. Этиология и патогенез детского церебрального паралича

Основной контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в настоящее время страдает детским церебральным параличом (ДЦП).

^ 2. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП

При детском церебральном параличе наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при детском церебральном параличе страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками.

двойное спастическое поражение рук и тяжелая форма олигофрении (умственное недоразвитие);

спастический паралич ног с их перекрестом (болезнь Литтля);

повышенный мышечный тонус с непроизвольными движениями и судорожными припадками;

замедление роста и уменьшение длины конечностей;

глубокие психические (чаще всего умственные) расстройства.

Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в широких пределах, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на другом — минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, варьируют в широком диапазоне, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными, и наоборот, при легких двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и речевые расстройства.

инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, опоясывающий лишай);

несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору;

токсикоз беременных или диабет;

В качестве основных причин развития детского церебрального паралича во время родов можно указать те, которые фактически нужно отнести к осложнениям: недостаток кислорода при рождении, родовые травмы, преждевременные роды.

Спастическая диплегия (болезнь Литтля)

Руки поражены меньше, чем ноги

Возможны небольшие нарушения интеллекта

Тяжелое поражение всех конечностей

Тяжелая форма дебильности, имбецильность и даже идиотия

Гиперкинезы, параличи, парезы

Характерны парезы и низкий тонус мышц

Развивается удовлетворительный интеллект

Парезы одной стороны тела, сильнее — верхних конечностей

50 % лиц имеют олигофрению в степени дебильности и имбецильности, в 25-35 % случаев возможна олигофрения

^ 3. Нарушения психики при ДЦП

Структура дефекта при ДЦП включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Механизм нарушения развития психики сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Картина психических нарушений на фоне раннего внутриутробного поражения характеризуется грубым недоразвитием интеллекта. При поражениях, развившихся во второй половине беременности и в период родов, психические нарушения носят более мозаичный, неравномерный характер.

^ 4. Речевые нарушения при детском церебральном параличе

В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значительное место занимают нарушения речи, частота которых составляет 80 %.

^ 5. Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП

Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;

стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;

развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);

формирование математических представлений;

развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом;

воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической работе.

Структура дефекта при ДЦП предусматривает раннюю диагностику и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с такими детьми. В основе системы лежат раннее выявление, еще в родильном доме или детской поликлинике, среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи.

Девиантное поведение, его причины и проявления

Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению

Специфика употребления алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте

Динамика злоупотребления психотропными веществами в подростковом возрасте

Работа учителя с девиантными подростками.

^ 1. Девиантное поведение, его причины и проявления

Успешность педагогической работы на сегодняшний день будет зависеть от того, как будут решены вопросы сдерживания и предупреждения отклоняющегося поведения, которое охватывает и становится свойственным огромному количеству молодых людей.

неблагополучие, разлад в семье;

педагогическая некомпетентность родителей, нарекания, брань при взаимодействии с членами семьи, наказания по пустякам;

непонимание или незнание родителями трудностей детей;

сам факт принадлежности к неблагополучной семье.

Не менее важное значение имеют и проблемы самого ребенка:

отставания в учебе;

недостаточная уверенность в себе;

отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики подростка: повышенная возбудимость, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля.

Остановимся на рассмотрении проявлений девиантного поведения. Девиантными могут быть отдельные поступки или их совокупность, которые ходят в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами. Например, разновидностями аморального поведения можно считать алкоголизм, наркоманию, токсикоманию. Крайне опасными проявлениями девиации следует считать такие отклонения от нормы, как суициды, сексуальные извращения, акцентуации характера и др. К наиболее выраженным проявлениям девиации можно отнести делинквентное (противоправное) поведение. Причем девиации могут проявляться как на уровне малых групп, так и в индивидуальном порядке. Несмотря на разнообразие подходов проявлениям девиантного поведения, его иногда сложно определить.

1-я стадия — курение табака (никотиномания);

2-я стадия — употребление алкоголя;

3-я стадия — курение марихуаны;

4-я стадия — употребление собственно наркотических препаратов, запрещенных для немедицинских целей.

Наркотик отличается от вещества, вызывающего токсикоманию, только с юридической точки зрения. Алкоголь отличается от наркотика и токсикоманического вещества в социальном смысле, т. е. про-: сто более приемлем для нашего общества в силу сложившихся культурно-исторических традиций (так, например, в мусульманских | странах люди, придерживаясь запрета на алкоголь, считают вполне социально приемлемым умеренное употребление препаратов из конопли). В психологическом же смысле все эти вещества фактически не отличаются. Поэтому вполне правомерно объединить их терминами «психоактивные» или «психотропные», т. е. изменяющие психическое состояние, вещества.

^ 2. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению

Суть алкоголизма и наркомании сострит в том, что здесь целью человека выступает стремление изменить свое психическое состояние. Поэтому найти психологические причины алкоголизма и наркомании — это значит ответить на вопрос: почему человек хочет изменить свое психическое состояние именно искусственным (химическим) путем.

слабое развитие самоконтроля, самодисциплины;

низкая устойчивость к всевозможным неблагоприятным воздействиям, неумение преодолевать трудности;

эмоциональная неустойчивость, склонность неадекватно реагировать на фрустрирующую ситуацию, неумение найти продуктивный выход из конфликта.

Эти черты личности свойственны не только алкоголикам и наркоманам, а и просто плохо социально адаптированным людям, тем более несовершеннолетним. Наверное, многие трудновоспитуемые подростки имеют такой же психологический портрет, хотя они и не употребляют психоактивных веществ. Но здесь невольно возникает опасение: «Может быть, пока еще не употребляют?» Ведь именно эти личностные особенности вызывают отклонения в поведении, напряженность в социальных контактах, что, в свою очередь, может быть связано с возникновением у подростка потребности изменить свое психическое состояние.

^ 3. Специфика употребления алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте

Причины алкоголизма и наркомании несовершеннолетних сложны и многоаспектны: от экономических и социальных до психофизиологических, включая свойства самих психотропных веществ, точнее, специфику их влияния на мозг человека. Тем не менее ни одна из этих причин не является решающей, не может выступать как основополагающая в возникновении аддиктивного поведения конкретного подростка или юноши.

^ 4. Динамика злоупотребления психотропными веществами в подростковом возрасте

Хорошо, если ребенок, развитие которого в результате неблагоприятного влияния семьи либо особенностей функционирования высшей нервной деятельности протекает с осложнениями, окажется во внесе-мейных социальных условиях, способных компенсировать эти недостатки, выровнять наметившиеся отклонения в его личности. Если же этого не происходит, дальнейшее его развитие идет стихийно, по линии наименьшего сопротивления: подросток не пытается путем самовоспитания выработать в себе качества, обеспечивающие успех и удовлетворенность жизнью, а выбирает более легкий и простой путь — сразу изменить свое психическое состояние, добиваясь тех же эмоций путем употребления психотропных веществ.

^ 5. Работа учителя с девиантными подростками

Наибольшую трудность в работе учителя и родители испытывают с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства. Серьезные затруднения связаны с такими проблемами, как воровство, наркомания, грубость в общении, особенно с употреблением ненормативной лексики, неадекватное сексуальное поведение, драки, участие в асоциальных группировках, ненависть к своим родителям, а также работа с родителями из так называемых неблагополучных семей.

целенаправленной работы по нравственному просвещению (это уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т. п.);

актуализации всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения

между учащимися в классе, отношения детей с родителями, отношения учитель-ученик, учитель-родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы);

введения нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников;

оптимального соотношения форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом пола учащихся.

В психолого-педагогической литературе приводятся принципы работы и воспитания девиантных детей, которые могут стать основой при работе с такими ребятами. Рассмотрим их.

работа с трудными детьми должна ориентироваться на развитие каждого из них;

успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;

выбор воспитательного средства необходимо соотносить только с информацией об индивидуальных качествах;

поиск педагогом способов коррекции поведения ученика должен вестись только на основе взаимодействия с ним;

постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка должно определять совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.

Принцип социального закаливания девиантных детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;

ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;

не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;

волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;

нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

Можно выделить и основные методы при воспитании девиантного ребенка.

развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах;

развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;

формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др. Саморегуляция осуществляется в соответствии с известной формулой С.Л. Рубинштейна о преломлении внешнего через внутреннее: саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач.

^ Материалы для семинарскИХ занятиЙ

О admin

x

Check Also

Не чувствую шевелений

Шевеления малыша в утробе матери – это не только индикатор его состояния, но и своеобразный способ общения мамы и еще нерожденного ребенка. Но бывает такое, что женщина перестает ощущать эти шевеления.

Не больно! Современные методы анестезии

Публикуем статью врача — стоматолога — терапевта, заведующей терапевтическим отделением клиники «Денталика» Натальи Львовны Майоровой Средства для обезболивания, используемые в современной стоматологической практике, способны творить чудеса.

Натали потеряла третьего ребенка, новости моды

Певица стала гостей программы «Секрет на миллион» с Лерой Кудрявцевой. Артистка откровенно поведала, что несколько лет назад у нее случилась замершая беременность.

Настроение женщины, Happy Lady, Счастливая женщина

От чего зависит настроение женщины? От того, как она выглядит? Да, конечно. Влияет ли на настроение женщины состояние ее здоровья? Несомненно. Есть ли связь между настроением женщины и ее личной жизнью? Безусловно.

Настроение во время беременнности — Женский форум

раздражаюсь в два счета! оп, и я уже в боевой стойке :)))) думаю это природа так задумала не просто так, а чтобы мы лучше реагировали на события. и с роликов всяких плачу само собой, даже если заурядные, но сентиментальные, все, у меня уже глаза на мокром месте Олегра, природа просто с чувством юмора :))) у меня настроение почти всегда хорошее)) сама себе удивляюсь)) пою, танцую, творю))) даже в конкурсе будумамовском решила поучаствовать))) нарисовали мы значит с мужем рисунок как мы типа ждем малыша (ну как - рисовали.

Настроение в беремен

Чем опасно плохое настроение при беременности для будущей матери и ребенка Позитивный настрой во время ожидания малыша очень важен. Но далеко не всегда удаётся сохранить хорошее расположение духа.

Насколько вредно пиво для девушек, В Рейтинге

В этой статье мы не будем говорить о чрезмерном употреблении пива, ведь, как известно, чрезмерное употребление пива вредит здоровью, негативно воздействуя на самые различные органы и системы организма девушки, что впоследствии (при возможной беременности) с большой вероятностью может пагубно сказаться не только на ее здоровье, но и на здоровье ее будущего малыша.

Нарушения цикла и их последствия

НАРУШЕНИЯ ЦИКЛА И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ Менструальный цикл - один из ведущих диагностических критериев женского здоровья. Его нарушение приводит порой к очень опасным последствиям.

Нарушения мочеиспускания

Дизурия (от греческого dys расстройство, uron моча) это наиболее общий термин, описывающий расстройство акта мочеиспускания. Под такими нарушениями понимают болезненное, учащенное или затрудненное мочеиспускание.

Нарушения менструального цикла: не задержкой единой

Нарушения менструального цикла: не задержкой единой 11 Декабря 2008 Природа наградила женщину удивительной способностью - вынашивать и рожать детей. Для этого в организме женщины есть специальный очень тонкий механизм, поддерживаемый нервной и эндокринной системой.

Нарушения менструального цикла: виды нарушений цикла, причины сбоев и что делать женщине

Регулярный менструальный цикл — один из важнейших показателей женского здоровья. Если в цикле происходят различного рода нарушения, месячные приходят с опозданием, а их срок варьируется с каждым месяцем, это повод отправиться на прием к специалисту и пройти необходимое обследование.

Нарушения менструального цикла, причины нарушения менструального цикла, виды нарушений

Прочитав название статьи, не торопитесь вспоминать строки нетленного, с детства известного произведения. Речь пойдет о медицинской проблеме – нарушениях менструального цикла.

Нарушения менструального цикла, причины и последствия, 03 Ответ

Нарушения менструального цикла, причины и последствия У каждой девочки менструация приходит приблизительно с 11 до 15 лет, в период так называемого полового созревания и длится до тех пор, пока ей не исполнится от 45 до 55 лет.

Нарушения менструального цикла, Журнал — По-женски

Получайте раз в неделю полезные советы Болезненная менструация, сбой цикла, нерегулярные месячные, повышенная болезненность – проблемы, затрагивающие половину женщин всего мира.

Нарушения менструального цикла тест — узнай, что это может быть!

Задержка месячных, но тест отрицательный: что делать? У Вас наступила задержка менструации, первые мысли, которую могут посетить женщину – или это нарушение цикла, или беременность.

Нарушение цикла месячных причины

Нарушение менструального цикла: симптомы, основные причины, лечение Нарушения овариально-менструального цикла (НОМЦ) являются, пожалуй, самой частой причиной обращения к гинекологу.

Рейтинг@Mail.ru