Главная » Отношения » Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников

«Дошкольный возраст / Воспитание дошкольников»

Экологическое воспитание дошкольников

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа в детском саду

Консультация для воспитателей детского сада

«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интелекта»

Трусова Елена Сергеевна, г.Казань

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

  • понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
  • освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
  • проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

  • представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

О admin

x

Check Also

Как вести себя с мужчиной, чтобы он обязательно влюбился?

Как вести себя с мужчиной, чтобы он влюбился? Узнай его получше. Тебе необходимо хорошо запомнить его вкусы. А также особенности, привычки, жизненные приоритеты. Записывай информацию, чтобы она лучше легла в твою память. Как себя вести ...

Олеся Лихунова: «Секрет семейного счастья прост&raquo

Олеся Лихунова: «Секрет семейного счастья прост» Олеся Лихунова — мама семерых детей, пятеро из которых приемные. Дневниковые записи Олеси о воспитании родных и приемных детей недавно были опубликованы в виде книги под названием «Хочешь, я ...

Конкурсная программа «Дружба начинается с улыбки&raquo

Конкурсная программа «Дружба начинается с улыбки» Тема: «Дружба начинается с улыбки» (конкурсная программа) Цель: формирование нравственных ценностей. 1.Раскрыть содержание общечеловеческих ценностей, обосновать их значение для общества. 2.Развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в коллективе. 3.Воспитывать ...

Разный возраст между мужчиной и женщиной расчет или положительная аномалия?

Разный возраст между мужчиной и женщиной это расчет или положительная аномалия? Разница в возрасте женщины и мужчины имеет несколько сторон одной медальки! Одна из сторон «дышит» расчетом и выгодой. Другая – искренними и «не придуманными» ...

Дружба между мужчиной и женщиной — это миф или действительно реальность?

Мужчина + женщина = ? Существует ли дружба между разнополыми: мужчиной и женщиной? Это миф или же действительно реальность? — Многие не верят в такую дружбу лишь потому, что никогда не сталкивались с ней. А ...

Классный час «С чего начинается дружба&raquo

Классный час «С чего начинается дружба» Классный час «С чего начинается дружба» Выявить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг. Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личности учащихся. ...

Проект «Дружба начинается с улыбки&raquo

Проект «Дружба начинается с улыбки» Проект «Дружба начинается с улыбки» Цель проекта:Создание условий для формирования и укрепления дружеских отношений в группе «Теремок» -Знакомство детей с эмоциональными состояниями человека в разных ситуациях. -Учить детей дружеским формам ...

Как стать интересной девушкой?

Как стать интересной девушкой? Считаешь себя не интересной? Не беда! Можно измениться всегда! Что нужно для этого? Желание, терпение и этой статьи полное прочтение! Итак, начинаем… Интересна та девушка, которая: Умеет и любит общаться. Не ...

Нужно ли современной девушке быть скромной

Нужно ли современной девушке быть скромной? Реалии современного мира довольно жёсткие. Всё больше в Сети, книгах, периодических изданиях и передачах по ТВ нам рекомендуют для получения желаемых результатов от жизни быть более открытыми новому. К ...

Мальчишки и девчонки, а также их родители&raquo

«Мальчишки и девчонки, а также их родители». Часть 2 Семейная жизнь в вопросах и ответах Взрослые дети и родители Первый вопрос. В Библии говорится, что нужно почитать отца и мать – это одна из десяти ...

Эмоциональный интеллект — читать

Эмоциональный интеллект Дэниел Гоулман Посвящается Таре, неистощимому источнику эмоциональной мудрости Всякий может разгневаться — это легко, но совсем не так легко разгневаться на того, кто этого заслуживает, причем до известных пределов, в надлежащее время, с ...

Как увеличить грудь девушке дома Учебное видео, Секреты красоты и здоровья женщины

Как увеличить грудь девушке дома + Учебное видео Какой девушке не хочется быть привлекательной? И что только она не делает для этого! Ещё учась в школе, начинает экспериментировать с макияжем, и получается этот первый опыт ...

Как научиться танцевать девушке в клубе: простые движения и связки (видео)

Обучаемся клубным танцам в домашних условиях Отправляясь в клуб, многих девушек одолевают сомнения, ведь далеко не все умеют красиво двигаться, а так хочется быть в центре внимания на танцполе. Но не стоит переживать по этому ...

Экзистенциальный кризис личности — что это такое, как преодолеть

Как справиться с боязнью темноты у ребенка? Экзистенциальный кризис – это тревожное состояние либо ощущение всеобъемлющей психологической неуютности вследствие размышлений о сути бытия. Данное понятие общераспространено в странах, где базисные потребности удовлетворены. Экзистенциальный кризис человека ...

Шизофрения у мужчин: признаки, симптомы, лечение

Как проявляется шизофрения у мужчин Шизофрения у мужчин встречается почти с такой же частотой, как и у женщин. Данное заболевание, согласно исследованиям проведенным Ю. В. Сейку, в среднем встречается у 7,7 мужчин из 1000 и ...

Шизофрения у женщин — симптомы, признаки, лечение

Как остановить истерику у ребенка Шизофрения у женщин — это тяжелое психическое заболевание, главным признаком которого выступает изменение личности по типу шизофренического дефекта с полиморфной клиникой. Медицинская статистика свидетельствует о том, что заболевание чаще наблюдают ...

Рейтинг@Mail.ru