Главная » Отношения » Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников

«Дошкольный возраст / Воспитание дошкольников»

Экологическое воспитание дошкольников

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа в детском саду

Консультация для воспитателей детского сада

«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интелекта»

Трусова Елена Сергеевна, г.Казань

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

  • понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
  • освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
  • проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

  • представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

О admin

x

Check Also

Как проверить, любит ли тебя парень?

Как проверить, Любит ли тебя парень? Влюбилась, но не знаешь, есть ли взаимное чувство? Это можно проверить легко, но не быстро! Вот, как нужно проводить проверку. Раскинь пасьянс или погадай на картишках. Карты обязательно что-то ...

Как понять, любит ли тебя парень?

Как понять, Любит ли тебя парень? Хочешь понять, любит ли он тебя…. Смотри, что нужно прочитать, чтобы это понять: Влюбленный расскажет о себе все. Даже то, что «обычным» людям не расскажут никогда. Туда же (в ...

Что делать, если я влюбилась? Я схожу с ума от Любви!

Что делать, если я влюбилась? Я схожу с ума от Любви! Я адекватная вполне, если это не касается чувств…. Там, где речь о чувствах заходит, начинается сумасшествие мое. Влюбилась. Сильно влюбилась. Но жалею об этом ...

Трагические истории из жизни о Любви

Трагические истории из жизни о Любви Первая история из жизни (от Орловой Нади): Привет! Расскажу свою историю. Вполне возможно, что она трагической никому не покажется. Но такой ее вижу я. Мне было четырнадцать лет. Я ...

Стихи «О чувствах Любви со смыслом&raquo

Стихи «О чувствах Любви со смыслом» Кто придумал чувство любовь? Кто придумал эти страданья? Почему так волнуется кровь От признаний и от свиданий? Почему без любви нельзя Прожить даже пяти минут? Почему мальчишки всегда Нас, ...

Любящие слова о любви в психологии человека

Любящие слова о любви в психологии человека Современное общество парадоксально в проявлении своих любовных чувств. Зачастую человек щедро осыпает комплиментами, рассказывая о внезапно возникнувшей любви, всесокрушающей страсти, вообще не придает значения собственным словам. Ведь в ...

Как выйти замуж по Любви?

Брак и Любовь. Советы. Я наблюдаю за своими подружками и понимаю, что выходить замуж без любви – это модно и популярно. Столько свадеб за три месяца! Я не завидую. Просто создается впечатление, что все спешат ...

Грустные истории о Любви из жизни

Грустные истории о Любви из жизни «Все это случилось практически три года назад…. Мы подали заявление в Загс. Мы – это я и Арсен (самый лучший паренек на всей земле!). Решили отметить это дело. Собрали ...

Что такое Любовь? Кратко и ясно!

Краткое и ясное объяснение «Что такое Любовь?» То, что за историю существования человечества никто не сумел найти формулу любви, о многом и многом говорит. Почему люди влюбляются? Разве можно просчитать чувства и заставить кого-то по-настоящему ...

Стихи про Любовь и разлуку «Мы в разлуке с тобой&raquo

Стихи про Любовь и разлуку Стихи «Мы в разлуке с любимым… Мне так страшно тебя потерять…. Но не сможешь меня ты понять. Ведь любовь для тебя – лишь игра. А я снова не сплю до ...

Рассказы про Любовь

Рассказы про Любовь Рассказ из моей реальной жизни, который я назвала: Я познакомилась с ним осенью. Обрадовалась, что встретила именно его. Но обрадовалась зря. Потому что любовь оказалась настоящим наказанием. В чем наказание? В том, ...

Приметы на Любовь

Приметы на Любовь В приметы веришь? Тогда данная статья обращается только к тебе! Обрати внимание на то, что тебе любимый дарит и ты поймешь любит он или не любит…. Подарки, обозначения: Мужчина подарил шарфик, шаль, ...

Почему проходит Любовь? Ошибки влюбленных

Почему любовь проходит? Любовь – одно из самых важнейших человеческих чувств, которое напоминает легкое помешательство (по некоторым признакам). К любимому человеку тянет. Его хочется видеть, слышать, чувствовать, даже на расстоянии. К нему хочется постоянно прикасаться. ...

Неразделенная любовь: что это такое и как с ней жить?

Неразделенная Любовь Бесконечные цитаты в литературе («Любовь – это желание дать человеку то, что ему не нужно») и статусы в соц.сетях, песни о неразделенной любви, мелодрамы… Безответные чувства бывали у всех, а многих они вдохновляют ...

На что похожа Любовь? Истории из жизни о яркой Любви

Истории из жизни о яркой Любви Девочки, поделитесь со мной! Мне от вас многого не нужно. Всего лишь скажите о том, на что (по-вашему мнению) Любовь похожа? К своему ответу на вопрос можете прибавить свою ...

Может ли быть любовь на расстоянии

Существует ли любовь на расстоянии Все мы любим поговорить про трагичную или счастливую любовь со стороны нас – девушек. Предлагаем затронуть тему – взгляд мужчины, может ли быть любовь на расстоянии. Это достаточно интересно знать ...

Рейтинг@Mail.ru