Главная » Ребенок » Психология подростка

Психология подростка

Психология подростка

Социальная ситуация развития

Современная ситуация развития характеризуется тем, что на формирование потребностей подростков большое влияние оказывает реклама. В этом возрасте делается акцент на наличие определенных вещей: так, подросток, получая рекламируемую вещь в личное пользование, обретает ценность и в собственных глазах, и в глазах сверстников. Для подростка почти жизненно необходимо владеть некоторым набором вещей, чтобы обрести определенную значимость в своих глазах и глазах сверстников. Отсюда можно сделать вывод, что реклама, телевидение, СМИ в какой-то степени формируют потребности подростков.

В подростковом возрасте происходят физиологические изменения, которые приводят к изменениям в поведении детей.

Изменения на психологическом уровне в подростковом возрасте проявляются следующим образом.

Несмотря на то что подростки активно решают различные задачи, связанные с учебой и другими делами, побуждают взрослых к обсуждению проблем, они проявляют инфантильность при решении проблем, связанными с выбором будущей профессии, этикой поведения, ответственным отношением к своим обязанностям. Взрослым надо научиться относиться к подросткам по-другому, стараться общаться с ними на равных, как со взрослыми людьми, но помнить, что они еще дети, которые нуждаются в помощи и поддержке.

Кризис подросткового возраста

Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.

Внутренние факторы отражают личностное развитие подростка. Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым и др. Появляется стремление к личностному самосовершенствованию, которое происходит через развитие самопознания (рефлексию), самовыражения, самоутверждения. Подросток критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным (особенностям характера), переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему в установлении дружеских контактов и взаимоотношениях с людьми. Негативные высказывания в его адрес могут привести к аффективным вспышкам и конфликтам.

Проявление негативизма может выражаться у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями. Взрослым (учителям, родителям, близким) необходимо перестроить отношения с подростком, постараться понять его проблемы и сделать переходный период менее болезненным.

Ведущая деятельность в подростковом возрасте

Важным фактором дружеского сближения является сходство интересов и дел. Подросток, который дорожит дружбой с товарищем, может проявить интерес к делу, которым тот занимается, в результате чего возникают новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, у них появляется возможность обсуждать события, происходящие в школе, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых.

9.6. Новообразования подросткового возраста

Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице. Возможно, это является причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.

Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Сначала интерес к противоположному полу проявляется необычно: мальчики начинают задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим. Со временем отношения между ними меняются: может появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т. п. Девочек раньше, чем мальчиков, начинает волновать вопрос: «Кто кому нравится?». Это связано с более быстрым физиологическим развитием девочек. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. Они пишут друг другу записки, письма, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.

Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной недифференцированностью (неразборчивостью) и повышенной возбудимостью. Это нередко приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, в частности физический контакт, и запретами на такие отношения, как внешними — со стороны родителей, так и внутренними — собственными табу. Однако сексуальные отношения очень интересуют подростков. И чем слабее внутренние «тормоза» и меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями как своего, так и противоположного пола.

Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение.

Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств.

У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать это хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки. Подобные процессы проходят и за пределами школы, причем подростки действуют как самостоятельно (сами что-то конструируют, строят, рисуют и т. д.), так и при помощи взрослых или более старших товарищей. Потребность делать «по-взрослому» стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживания. Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков.

К концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными.

ЮНОШЕСТВО (ОТ 15-16 ДО 20 ЛЕТ)

В юношеском возрасте увеличивается объем внимания, а также способность длительно сохранять его интенсивность и переключаться с одного предмета на другой. Но внимание становится более избирательным и зависящим от направленности интересов.

В юношеском возрасте происходит личностное и профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение, по И.С. Кону, подразделяется на несколько этапов.

1. Детская игра. Выступая в игре представителем различных профессий, ребенок «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

Психологические условия определяются тремя подходами к выбору профессии:

Так как профессиональная ориентация является частью социального самоопределения, то выбор профессии будет удачен только тогда, когда молодой человек сочетает социально-нравственный выбор с раздумьями о смысле жизни и природе собственного «Я».

Процесс становления самосознания

Важнейшим психологическим процессом в юношеском возрасте является становление самосознания и устойчивого образа «Я».

1. Идет дальнейшее развитие интеллекта. Развитие абстрактно-логического мышления ведет к появлению непреодолимого желания к абстракции и теоретизированию. Юноши и девушки готовы часами говорить и спорить на отвлеченные темы, о которых, в сущности, ничего не знают. Это им очень нравится, потому что абстрактная возможность не знает никаких ограничений, кроме логических.

1. С возрастом изменяются когнитивная сложность и дифференцированность элементов образа «Я». Иными словами, взрослые различают и осознают в себе больше деловых и личностных качеств, чем юноши; юноши — больше, чем подростки; подростки — больше, чем дети. Это связано с развитием интеллекта.

4. Происходят изменения в конкретизации, степени значимости и отчетливости образа «Я». Чем взрослее становится человек, тем яснее он осознает свою индивидуальность, неповторимость, отличие от окружающих, тем более четко может объяснить особенности своего поведения. С изменением содержания образа «Я» меняется степень значимости отдельных его черт, на которых индивид сосредоточивал внимание, например, в юношеском возрасте на первый план выходят внешние проявления, в то время как для взрослых приоритетными становятся внутренние качества. Происходит осознание своих переживаний, что может сопровождаться повышенным вниманием к себе, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое молодой человек производит на окружающих. Следствием этих переживаний является застенчивость, свойственная многим юношам и девушкам.

Взаимоотношения с окружающими

Юношам и девушкам очень важно общение со взрослыми: они вслушиваются в их слова, наблюдают за их поведением, в некоторых случаях склонны к идеализации. Выбор более старшего друга обусловливается потребностью в опеке, руководстве, примере. Дружба со взрослыми необходима и желанна, но дружба со сверстниками важнее и крепче, поскольку здесь общение происходит на равных: со сверстниками легче общаться, им можно рассказать все, не боясь насмешек, с ними можно быть таким, какой есть, не стараясь казаться умнее.

Характер любовных чувств и привязанностей зависит от общих коммуникативных качеств. С одной стороны, любовь — это потребность и жажда обладания (древние греки называли это «эросом»), с другой стороны — потребность в бескорыстной самоотдаче (по гречески — «агапе»). Таким образом, можно охарактеризовать любовь как особую форму человеческих взаимоотношений, предполагающую максимальную интимность и психологическую близость. Человек, не способный на психологическую близость с другим человеком, может испытать потребность в любви, но она никогда не будет удовлетворена.

О admin

x

Check Also

Круг на шею для купания новорожденных: как выбрать, Baby Swimmer и мнение Комаровского, фото и видео, отзывы

Круг на шею для купания новорожденных Все малыши любят купание, ведь пребывание в воде напоминает им о безмятежных днях внутри маминого животика. Чтобы сделать процесс купания младенцев удобнее и комфортнее как для крох, так и ...

Правила посещения новорожденного

В гости к малышу: правила посещения новорожденного Появление в семье малыша — это замечательный повод для родственников и знакомых поздравить родителей и самого новорожденного. Если в вашей семье родился малыш, вам пригодятся некоторые советы по ...

Комната для новорожденного: дизайн и обустройство детской комнаты для новорожденного младенца (100 фото) – Кошкин Дом

Комната для новорожденного Вот-вот свершится чудо, и в доме появится ребенок. К его появлению родители стремятся оборудовать малышу собственную комнату. Конечно, младенцу комната не нужна. Но часто для родителей психологически важно зрительно увидеть воплощение своей ...

Дизайн детской комнаты для новорожденного: 100 идей с фото

Дизайн детской комнаты для новорожденного: 100 идей с фото Появление нового члена семьи – событие важное и волнительное. Жизнь семьи меняется, и уже ничто не будет как прежде. Касается это и интерьера дома – ведь ...

Смотрины новорожденного – приметы, правила для гостей и подарки

В гости к ребенку Первые «смотрины» новорожденного — это не только волнительное событие, но и масса вопросов. Причем, как для родителей крохи, так и для его первых гостей. Главное в этом деле, чтобы первый визит ...

Как и зачем проводить массаж грудничка 3 месяца

Развитие для самых маленьких — массаж для 3-х месячного ребенка Взглянув на новорожденного ребенка – на его маленькие ножки, ручки, пальчики – каждый человек проникается чувством умиления, настолько они выглядят хрупкими и беззащитными. Кажется странным ...

Грудничок спит с мамой — опасно или нет?

Грудной ребенок спит с мамой — опасно или нет? Намаявшись от постоянного недосыпания и тревог за своего ребенка, мама забирает малыша в свою постель. Так гораздо проще кормить его и наблюдать за ним, когда он ...

На море с годовалым ребенком: с какого возраста можно возить малыша на море, куда поехать?

С какого возраста можно вывозить грудного ребенка на море: первый отдых с годовалым малышом, список вещей в поездку «Рождение ребенка — не повод останавливать свою жизнь! Продолжайте быть активными, устраивайте совместные поездки. Ребенок не хрупкий ...

Интерьер детской комнаты для малыша: идеи и правила оформления (фото)

Оформляем детскую для малыша и малышки (38 фото) Ожидая рождения малыша, родители приобретают одежду и игрушки для него, а еще создают дизайн детской комнаты для новорожденного. Интерьер детской комнаты для малыша создается с учетом потребностей ...

Комната для малыша

Комната для малыша Обустройство детской комнаты и выбор подходящей мебели. Табличные показатели для успешного подбора детской кроватки, стола и стульев. Открывая эту тему на страницах нашего журнала, мы хорошо понимаем, что далеко не каждая молодая ...

Готовимся к рождению малыша

Готовимся к рождению малыша Необходимые покупки для новорожденного. Многих родителей волнует вопрос: какие вещи и в каком количестве необходимо иметь к рождению ребёнка? Хочется дать несколько советов будущим мамам, опираясь на личный опыт и опыт ...

Учим малыша одеваться и раздеваться самостоятельно: игры, советы, ошибки родителей

Как научить ребенка одеваться и раздеваться самостоятельно: от простого к сложному Когда рождается наш малыш, мы сначала радуемся, но проходит время, и многие родители устают чувствовать себя связанными по рукам и ногам. Как хочется, чтобы ...

Интимная жизнь после рождения малыша: когда можно начинать

Интимная жизнь после рождения малыша: когда можно начинать Рождение ребенка – это наибольшее счастье для любой семьи. С этого момента жизнь супружеской пары станет более насыщенной и интересной. Но даже в эти напряженные для каждой ...

Первый день рождения малыша, годик — поздравления

Первый день рождения малыша, годик — поздравления Первый день рождения малыша — безусловно праздник, который следует сделать ярким. Мы подготовили поздравления, пожелания детям на 1 годик. У нас большой выбор, поэтому выбирайте, какое вам больше ...

Приметы о новорожденных детях

Народные приметы о новорожденных детях Период новорожденности считается опасным состоянием и с точки зрения медицины, и в народных суевериях. Медики по сей день не могут объяснить синдром внезапной детской смерти, а знахари утверждают, что душа ...

Приметы о детях

Приметы о детях Выражение «родился в сорочке» имеет буквальный смысл. «Сорочкой» называют тонкую пленку, которая представляет собой часть детского места. Поскольку «сорочка» покрывает голову новорожденного, в Англии ее называют «благословенной шапочкой». Говорят, что родившийся в ...

Рейтинг@Mail.ru