Главная » Ребенок » Психология подростка

Психология подростка

Психология подростка

Социальная ситуация развития

Современная ситуация развития характеризуется тем, что на формирование потребностей подростков большое влияние оказывает реклама. В этом возрасте делается акцент на наличие определенных вещей: так, подросток, получая рекламируемую вещь в личное пользование, обретает ценность и в собственных глазах, и в глазах сверстников. Для подростка почти жизненно необходимо владеть некоторым набором вещей, чтобы обрести определенную значимость в своих глазах и глазах сверстников. Отсюда можно сделать вывод, что реклама, телевидение, СМИ в какой-то степени формируют потребности подростков.

В подростковом возрасте происходят физиологические изменения, которые приводят к изменениям в поведении детей.

Изменения на психологическом уровне в подростковом возрасте проявляются следующим образом.

Несмотря на то что подростки активно решают различные задачи, связанные с учебой и другими делами, побуждают взрослых к обсуждению проблем, они проявляют инфантильность при решении проблем, связанными с выбором будущей профессии, этикой поведения, ответственным отношением к своим обязанностям. Взрослым надо научиться относиться к подросткам по-другому, стараться общаться с ними на равных, как со взрослыми людьми, но помнить, что они еще дети, которые нуждаются в помощи и поддержке.

Кризис подросткового возраста

Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.

Внутренние факторы отражают личностное развитие подростка. Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым и др. Появляется стремление к личностному самосовершенствованию, которое происходит через развитие самопознания (рефлексию), самовыражения, самоутверждения. Подросток критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным (особенностям характера), переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему в установлении дружеских контактов и взаимоотношениях с людьми. Негативные высказывания в его адрес могут привести к аффективным вспышкам и конфликтам.

Проявление негативизма может выражаться у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями. Взрослым (учителям, родителям, близким) необходимо перестроить отношения с подростком, постараться понять его проблемы и сделать переходный период менее болезненным.

Ведущая деятельность в подростковом возрасте

Важным фактором дружеского сближения является сходство интересов и дел. Подросток, который дорожит дружбой с товарищем, может проявить интерес к делу, которым тот занимается, в результате чего возникают новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, у них появляется возможность обсуждать события, происходящие в школе, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых.

9.6. Новообразования подросткового возраста

Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице. Возможно, это является причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.

Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Сначала интерес к противоположному полу проявляется необычно: мальчики начинают задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим. Со временем отношения между ними меняются: может появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т. п. Девочек раньше, чем мальчиков, начинает волновать вопрос: «Кто кому нравится?». Это связано с более быстрым физиологическим развитием девочек. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. Они пишут друг другу записки, письма, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.

Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной недифференцированностью (неразборчивостью) и повышенной возбудимостью. Это нередко приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, в частности физический контакт, и запретами на такие отношения, как внешними — со стороны родителей, так и внутренними — собственными табу. Однако сексуальные отношения очень интересуют подростков. И чем слабее внутренние «тормоза» и меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями как своего, так и противоположного пола.

Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение.

Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств.

У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать это хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки. Подобные процессы проходят и за пределами школы, причем подростки действуют как самостоятельно (сами что-то конструируют, строят, рисуют и т. д.), так и при помощи взрослых или более старших товарищей. Потребность делать «по-взрослому» стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживания. Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков.

К концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными.

ЮНОШЕСТВО (ОТ 15-16 ДО 20 ЛЕТ)

В юношеском возрасте увеличивается объем внимания, а также способность длительно сохранять его интенсивность и переключаться с одного предмета на другой. Но внимание становится более избирательным и зависящим от направленности интересов.

В юношеском возрасте происходит личностное и профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение, по И.С. Кону, подразделяется на несколько этапов.

1. Детская игра. Выступая в игре представителем различных профессий, ребенок «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

Психологические условия определяются тремя подходами к выбору профессии:

Так как профессиональная ориентация является частью социального самоопределения, то выбор профессии будет удачен только тогда, когда молодой человек сочетает социально-нравственный выбор с раздумьями о смысле жизни и природе собственного «Я».

Процесс становления самосознания

Важнейшим психологическим процессом в юношеском возрасте является становление самосознания и устойчивого образа «Я».

1. Идет дальнейшее развитие интеллекта. Развитие абстрактно-логического мышления ведет к появлению непреодолимого желания к абстракции и теоретизированию. Юноши и девушки готовы часами говорить и спорить на отвлеченные темы, о которых, в сущности, ничего не знают. Это им очень нравится, потому что абстрактная возможность не знает никаких ограничений, кроме логических.

1. С возрастом изменяются когнитивная сложность и дифференцированность элементов образа «Я». Иными словами, взрослые различают и осознают в себе больше деловых и личностных качеств, чем юноши; юноши — больше, чем подростки; подростки — больше, чем дети. Это связано с развитием интеллекта.

4. Происходят изменения в конкретизации, степени значимости и отчетливости образа «Я». Чем взрослее становится человек, тем яснее он осознает свою индивидуальность, неповторимость, отличие от окружающих, тем более четко может объяснить особенности своего поведения. С изменением содержания образа «Я» меняется степень значимости отдельных его черт, на которых индивид сосредоточивал внимание, например, в юношеском возрасте на первый план выходят внешние проявления, в то время как для взрослых приоритетными становятся внутренние качества. Происходит осознание своих переживаний, что может сопровождаться повышенным вниманием к себе, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое молодой человек производит на окружающих. Следствием этих переживаний является застенчивость, свойственная многим юношам и девушкам.

Взаимоотношения с окружающими

Юношам и девушкам очень важно общение со взрослыми: они вслушиваются в их слова, наблюдают за их поведением, в некоторых случаях склонны к идеализации. Выбор более старшего друга обусловливается потребностью в опеке, руководстве, примере. Дружба со взрослыми необходима и желанна, но дружба со сверстниками важнее и крепче, поскольку здесь общение происходит на равных: со сверстниками легче общаться, им можно рассказать все, не боясь насмешек, с ними можно быть таким, какой есть, не стараясь казаться умнее.

Характер любовных чувств и привязанностей зависит от общих коммуникативных качеств. С одной стороны, любовь — это потребность и жажда обладания (древние греки называли это «эросом»), с другой стороны — потребность в бескорыстной самоотдаче (по гречески — «агапе»). Таким образом, можно охарактеризовать любовь как особую форму человеческих взаимоотношений, предполагающую максимальную интимность и психологическую близость. Человек, не способный на психологическую близость с другим человеком, может испытать потребность в любви, но она никогда не будет удовлетворена.

О admin

x

Check Also

Что подарить ребенку на новый год

Что подарить ребенку на Новый год. Идеи подарков Что подарить ребенку на Новый год Приближаются новогодние праздники, и у родителей начинается предпраздничная головная боль: что подарить ребёнку на Новый год? А если детей несколько? Я ...

Что подарить ребенку на Новый год 2019

Что подарить ребенку на Новый год 2019 — сыну, дочке Сложно найти ребенка, который бы равнодушно относился к новогодним праздникам. Новый год для детей, это, в первую очередь, долгожданные подарки и сюрпризы, спрятанные под елочкой. ...

Какую породу кошек выбрать в квартиру, сельский дом, ребенку

Какую породу кошек выбрать? У тебя (а может, у твоего ребенка?) медленно, но неотвратимо зреет мечта завести котенка. Ты готова приютить «дворянина» без фамильного герба, лишь бы он стал тебе настоящим другом? А может, ты ...

Как правильно выбрать имя ребенку — значения имени, отчества, влияние месяца и времени года рождения на характер детей

Как выбрать имя для ребёнка? С раннего детства на протяжении всей жизни ни одно слово мы не слышим так часто, как собственное имя. Оно состоит из набора звуков различной высоты, которые приводят в возбуждение отдельные ...

Как выбрать счастливое имя ребенку

Как выбрать счастливое имя ребенку. Мужские и женские имена. Имя несет в себе звук, информацию, функцию. Человек соотносит себя с именем, открывается навстречу имени. И потому имя проникает в бессознательное человека, занимает место в схеме ...

Как выбрать имя ребенку: несколько важных правил

Как правильно выбрать имя для ребенка? Выбор имени для ребенка — одна из самых сложных задач, с которой сталкиваются новоиспеченные родители. Однако, большинство из них чаще задумываются о его красоте и необычном звучании, а не ...

Чем занять ребенка летом

Чем занять ребенка летом? Лето – идеальная пора для семейного отдыха. Каникулы и отпуск позволяют стать ближе со своими детьми, которых в другое время видишь либо за обеденным столом, либо уже спящими в кровати. Чем ...

Чем занять ребенка летом, Растем и развиваемся вместе с мамой!

Чем занять ребенка летом Чем занять ребенка летом?- Вы тоже задаете себе этот вопрос? Если да, тогда давайте вместе придумаем, чем занять ребенка летом! Занятие по возможности должно быть таким, чтобы и ребенок не бездельничал, ...

Заказать детские торты на день рождения ребенка с доставкой по Москве

Детские торты на день рождения Проще торт — ниже цена Заменим аллерген в начинке и декоре. Машины с холодильником. Любой интервал 4 часа. Цена 1500 Р за кг Этот торт для мальчика украшен фигурками роботов-трансформеров ...

Как собрать ребенка в лагерь или санаторий — список вещей и документов

Собираем ребенка в лагерь или санаторий Мы отправляли в этом году дочь в санаторий в первый раз и, честно говоря, толком не знали, что с собой ей давать, поэтому звонили и в санаторий, и в ...

Как собрать ребенка в лагерь первый раз

Как собрать ребенка в лагерь первый раз Закончилась школа и пришли долгожданные летние каникулы, когда многие родители отправляют своих детей к бабушкам либо в детские современные лагеря. Такой процесс общей подготовки и сбора детей сопровождается ...

Как собрать ребенка в лагерь?

Как собрать ребенка в лагерь? Поездка на лагерь всегда является долгожданною для ребенка и обычно хлопотною для родителей. Главная проблема заключается в том, как собрать ребенка в лагерь так, чтобы все нужные вещи были под ...

Как собрать ребенка в лагерь: список вещей

Как собрать ребенка в лагерь? Пришла пора летних каникул, родители активно начинают искать хорошее место для досуга детей. Волнений и переживаний много: различные встречи с новыми людьми, интересное времяпрепровождение с новыми друзьями, смена домашней обстановки. ...

Как выбрать роликовые коньки для детей 3, 5, 6, 7, 11 лет? Как правильно выбрать роликовые коньки для ребенка, начинающего кататься?

Как выбрать роликовые коньки для детей 3, 5, 6, 7, 11 лет? Как правильно выбрать роликовые коньки для ребенка, начинающего кататься? Сегодня все стараются заниматься спортом. Многие ходят в тренажёрные залы, пытаются бегать по утрам ...

Как правильно выбрать коляску для ребенка? Виды и типы детских колясок

Как правильно выбрать коляску для ребенка? Советы и рекомендации опытных мам до 3-х лет и весом до 15 кг. Привлекает удобством, практичностью и, главное, компактностью в сложенном виде. облегченная рама; эргономичная ручка; пятиточечные ремни безопасности; ...

Как выбрать коляску для новорожденного ребенка: виды и особенности колясок

Как выбрать коляску для новорожденного? На что нужно обратить внимание при выборе детской коляски Вопрос выбора коляски для новорожденного ребенка перед будущими родителями встает задолго до появления малыша на свет. И это правильно. Ведь по ...

Рейтинг@Mail.ru