Главная » Ребенок » Психология подростка

Психология подростка

Психология подростка

Социальная ситуация развития

Современная ситуация развития характеризуется тем, что на формирование потребностей подростков большое влияние оказывает реклама. В этом возрасте делается акцент на наличие определенных вещей: так, подросток, получая рекламируемую вещь в личное пользование, обретает ценность и в собственных глазах, и в глазах сверстников. Для подростка почти жизненно необходимо владеть некоторым набором вещей, чтобы обрести определенную значимость в своих глазах и глазах сверстников. Отсюда можно сделать вывод, что реклама, телевидение, СМИ в какой-то степени формируют потребности подростков.

В подростковом возрасте происходят физиологические изменения, которые приводят к изменениям в поведении детей.

Изменения на психологическом уровне в подростковом возрасте проявляются следующим образом.

Несмотря на то что подростки активно решают различные задачи, связанные с учебой и другими делами, побуждают взрослых к обсуждению проблем, они проявляют инфантильность при решении проблем, связанными с выбором будущей профессии, этикой поведения, ответственным отношением к своим обязанностям. Взрослым надо научиться относиться к подросткам по-другому, стараться общаться с ними на равных, как со взрослыми людьми, но помнить, что они еще дети, которые нуждаются в помощи и поддержке.

Кризис подросткового возраста

Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.

Внутренние факторы отражают личностное развитие подростка. Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым и др. Появляется стремление к личностному самосовершенствованию, которое происходит через развитие самопознания (рефлексию), самовыражения, самоутверждения. Подросток критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным (особенностям характера), переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему в установлении дружеских контактов и взаимоотношениях с людьми. Негативные высказывания в его адрес могут привести к аффективным вспышкам и конфликтам.

Проявление негативизма может выражаться у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями. Взрослым (учителям, родителям, близким) необходимо перестроить отношения с подростком, постараться понять его проблемы и сделать переходный период менее болезненным.

Ведущая деятельность в подростковом возрасте

Важным фактором дружеского сближения является сходство интересов и дел. Подросток, который дорожит дружбой с товарищем, может проявить интерес к делу, которым тот занимается, в результате чего возникают новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, у них появляется возможность обсуждать события, происходящие в школе, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых.

9.6. Новообразования подросткового возраста

Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице. Возможно, это является причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.

Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Сначала интерес к противоположному полу проявляется необычно: мальчики начинают задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим. Со временем отношения между ними меняются: может появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т. п. Девочек раньше, чем мальчиков, начинает волновать вопрос: «Кто кому нравится?». Это связано с более быстрым физиологическим развитием девочек. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. Они пишут друг другу записки, письма, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.

Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной недифференцированностью (неразборчивостью) и повышенной возбудимостью. Это нередко приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, в частности физический контакт, и запретами на такие отношения, как внешними — со стороны родителей, так и внутренними — собственными табу. Однако сексуальные отношения очень интересуют подростков. И чем слабее внутренние «тормоза» и меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями как своего, так и противоположного пола.

Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение.

Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств.

У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать это хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки. Подобные процессы проходят и за пределами школы, причем подростки действуют как самостоятельно (сами что-то конструируют, строят, рисуют и т. д.), так и при помощи взрослых или более старших товарищей. Потребность делать «по-взрослому» стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживания. Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков.

К концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными.

ЮНОШЕСТВО (ОТ 15-16 ДО 20 ЛЕТ)

В юношеском возрасте увеличивается объем внимания, а также способность длительно сохранять его интенсивность и переключаться с одного предмета на другой. Но внимание становится более избирательным и зависящим от направленности интересов.

В юношеском возрасте происходит личностное и профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение, по И.С. Кону, подразделяется на несколько этапов.

1. Детская игра. Выступая в игре представителем различных профессий, ребенок «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

Психологические условия определяются тремя подходами к выбору профессии:

Так как профессиональная ориентация является частью социального самоопределения, то выбор профессии будет удачен только тогда, когда молодой человек сочетает социально-нравственный выбор с раздумьями о смысле жизни и природе собственного «Я».

Процесс становления самосознания

Важнейшим психологическим процессом в юношеском возрасте является становление самосознания и устойчивого образа «Я».

1. Идет дальнейшее развитие интеллекта. Развитие абстрактно-логического мышления ведет к появлению непреодолимого желания к абстракции и теоретизированию. Юноши и девушки готовы часами говорить и спорить на отвлеченные темы, о которых, в сущности, ничего не знают. Это им очень нравится, потому что абстрактная возможность не знает никаких ограничений, кроме логических.

1. С возрастом изменяются когнитивная сложность и дифференцированность элементов образа «Я». Иными словами, взрослые различают и осознают в себе больше деловых и личностных качеств, чем юноши; юноши — больше, чем подростки; подростки — больше, чем дети. Это связано с развитием интеллекта.

4. Происходят изменения в конкретизации, степени значимости и отчетливости образа «Я». Чем взрослее становится человек, тем яснее он осознает свою индивидуальность, неповторимость, отличие от окружающих, тем более четко может объяснить особенности своего поведения. С изменением содержания образа «Я» меняется степень значимости отдельных его черт, на которых индивид сосредоточивал внимание, например, в юношеском возрасте на первый план выходят внешние проявления, в то время как для взрослых приоритетными становятся внутренние качества. Происходит осознание своих переживаний, что может сопровождаться повышенным вниманием к себе, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое молодой человек производит на окружающих. Следствием этих переживаний является застенчивость, свойственная многим юношам и девушкам.

Взаимоотношения с окружающими

Юношам и девушкам очень важно общение со взрослыми: они вслушиваются в их слова, наблюдают за их поведением, в некоторых случаях склонны к идеализации. Выбор более старшего друга обусловливается потребностью в опеке, руководстве, примере. Дружба со взрослыми необходима и желанна, но дружба со сверстниками важнее и крепче, поскольку здесь общение происходит на равных: со сверстниками легче общаться, им можно рассказать все, не боясь насмешек, с ними можно быть таким, какой есть, не стараясь казаться умнее.

Характер любовных чувств и привязанностей зависит от общих коммуникативных качеств. С одной стороны, любовь — это потребность и жажда обладания (древние греки называли это «эросом»), с другой стороны — потребность в бескорыстной самоотдаче (по гречески — «агапе»). Таким образом, можно охарактеризовать любовь как особую форму человеческих взаимоотношений, предполагающую максимальную интимность и психологическую близость. Человек, не способный на психологическую близость с другим человеком, может испытать потребность в любви, но она никогда не будет удовлетворена.

О admin

x

Check Also

Детская кровать-чердак, Дом Мечты

Детская кровать-чердак – для сна, игры и приключений Помните ли вы те времена, когда ваша детская комната превращалась в место для приключений, игр с друзьями, братишками или сестренками? И если у вас была шведская стенка ...

Детская по фен-шуй: правила и фото

Детская комната по фен-шуй: как гармонизировать пространство Если переводить дословно, то по-китайски фен-шуй означает «ветер и вода». Цель этой древней китайской философии — направить в нужное русло природные потоки энергии ци, на практике создать энергетический ...

Детская по фен шуй – обстановка, расположение зон и самой комнаты

Детская комната по Фен Шуй Детская по фен шуй Благоприятная атмосфера создается многими составляющими: цветом, преобладающим в интерьере, освещением, выбором мебели, ее расстановкой и т.д. Что необходимо сделать, чтобы ваш ребенок рос здоровым, крепким и ...

Детская психология

Детские страхи, как с ними бороться Это – нормальный страх, без которого наша жизнь подвергалась бы постоянной опасности. Но есть иные страхи, патологические. если в норме страх возникает как реакция на какую-то ситуацию, то патологический ...

Детская парфюмерия для мальчиков и для девочек купить в Москве

Детская парфюмерия Все прекрасно знают, что маленькие модницы и модники всегда стараются быть похожими на своих мам и пап, они очень хотят выглядеть взрослыми, потому часто мы можем увидеть, как маленькая дочурка примеряет на себя ...

Женские радости

Детская парфюмерия, Косметика известных брендов

  Детская парфюмерия Даже если он и кажется таковым сайт парфюмерии и косметики, в результате парфюмерия детская и верхние ноты звучат ровно хочу купить духи по мере раскрытия на коже аромат меняется артистри косметика. Кстати, ...

Созданию крепкой семьи необходимо учиться, Азбука воспитания

Созданию крепкой семьи необходимо учиться Во времена Домостроя людям было проще. Особенно если это касалось вопросов семьи. Их практически не было. Был порядок во всем. Пресловутая демократия, которая накрыла весь мир с головой, постепенно вытеснила ...

Воспитание: Лето: отдых или учеба?

Лето: отдых или учеба? После длинных каникул родители часто удивляются: куда же делись все знания из детской головы? Судя по всему, их просто выдуло летним ветром! Чем лучше заняться летом — учебой или отдыхом, и ...

Домашнее воспитание: как жить без детского сада

Порой «домашнее воспитание» продиктовано суровой необходимостью: состоянием здоровья малыша или отсутствием мест в детском саду; а порой — исключительно «идеологическими» соображениями. Но, чем бы ни было вызвано такое решение, ситуации, в которых оказываются «домашние» дети ...

Домашнее воспитание без детского сада

Домашнее воспитание без детского сада вторник, 20 декабря 2016 г. Один большой минус домашнего воспитания И я полностью согласна. Да, да, да! Если на женщине висит много детей, она не сможет развиваться в любимом для ...

Домашнее воспитание

Домашнее воспитание Делая выбор в пользу домашнего воспитания, родители должны отдавать себе отчет в том, что под этим понятием подразумевается не просто сидение с ребенком дома, а активное всестороннее развитие маленького человечка. Задачи по развитию ...

Разновидности детских колясок

Разновидности детских колясок Виды колясок Условно детские коляски можно разделить на следующие виды: коляски-люльки, коляски прогулочные, коляски-трансформеры, коляски-трости, универсальные коляски. Коляски также бывают трехколёсные и четырёхколесные. Коляски-люльки Коляски-люльки используются для новорожденных и младенцев до 7 ...

Обзор детских двухъярусных кроватей, детская кровать-чердак

Детская двухъярусная кровать, кровать-чердак для детей. (много фото) Одним из лучших, на мой взгляд решением проблемы с нехваткой места в малометражной квартире является использование двухъярусной кровати. Не удивительно, что варианты расцветок и дизайна насчитываются тысячами. ...

Лучшие детские коляски — как сделать правильный выбор?

Разновидности детских колясок Узнайте,какие детские коляски бывают и какую коляску стоит купить для ребенка. Разные цели использования, преимущества и недостатки каждого вида, цены на детские коляски -помогут Вам сделать правильный выбор при покупке. Основные виды ...

Детские качели для дома: полезно и безопасно

Детские качели для дома: полезно и безопасно Выбираем качели: подвесные, напольные и для новорожденных Молодую маму поглощает мир всевозможных детских гаджетов. Как правильно выбрать детские качели для дома и на что обращать внимание при покупке? ...

Качели в интерьере квартиры: фото, подвесные качели, детские качели

Качели в интерьере квартиры: лучшие фото и идеи Установка качелей в квартире может показаться слишком экстравагантным решением, однако в последнее время этот элемент обстановки пользуется все большей популярностью. Дети обожают качаться, и для них качели ...

Рейтинг@Mail.ru