Главная » Здоровье беременной женщины » Контрольные вопросы — Учебное пособие для студентов Бурятского государственного университета Улан-Удэ

Контрольные вопросы — Учебное пособие для студентов Бурятского государственного университета Улан-Удэ

Учебное пособие для студентов Бурятского государственного университета Улан-Удэ

Контрольные вопросы - Учебное пособие для студентов Бурятского государственного университета Улан-Удэ

Контрольные вопросы - Учебное пособие для студентов Бурятского государственного университета Улан-Удэ Контрольные вопросы - Учебное пособие для студентов Бурятского государственного университета Улан-Удэ Контрольные вопросы - Учебное пособие для студентов Бурятского государственного университета Улан-Удэ Контрольные вопросы - Учебное пособие для студентов Бурятского государственного университета Улан-Удэ

Контрольные вопросы - Учебное пособие для студентов Бурятского государственного университета Улан-Удэ4 чел. помогло.

1. Что является предметом исследования логопедии?

Этиология и патогенез детского церебрального паралича

Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП

Нарушения психики при ДЦП

Речевые нарушения при детском церебральном параличе

Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП

Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом

1. Этиология и патогенез детского церебрального паралича

Основной контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в настоящее время страдает детским церебральным параличом (ДЦП).

^ 2. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП

При детском церебральном параличе наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при детском церебральном параличе страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками.

двойное спастическое поражение рук и тяжелая форма олигофрении (умственное недоразвитие);

спастический паралич ног с их перекрестом (болезнь Литтля);

повышенный мышечный тонус с непроизвольными движениями и судорожными припадками;

замедление роста и уменьшение длины конечностей;

глубокие психические (чаще всего умственные) расстройства.

Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в широких пределах, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на другом — минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, варьируют в широком диапазоне, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными, и наоборот, при легких двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и речевые расстройства.

инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, опоясывающий лишай);

несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору;

токсикоз беременных или диабет;

В качестве основных причин развития детского церебрального паралича во время родов можно указать те, которые фактически нужно отнести к осложнениям: недостаток кислорода при рождении, родовые травмы, преждевременные роды.

Спастическая диплегия (болезнь Литтля)

Руки поражены меньше, чем ноги

Возможны небольшие нарушения интеллекта

Тяжелое поражение всех конечностей

Тяжелая форма дебильности, имбецильность и даже идиотия

Гиперкинезы, параличи, парезы

Характерны парезы и низкий тонус мышц

Развивается удовлетворительный интеллект

Парезы одной стороны тела, сильнее — верхних конечностей

50 % лиц имеют олигофрению в степени дебильности и имбецильности, в 25-35 % случаев возможна олигофрения

^ 3. Нарушения психики при ДЦП

Структура дефекта при ДЦП включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Механизм нарушения развития психики сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Картина психических нарушений на фоне раннего внутриутробного поражения характеризуется грубым недоразвитием интеллекта. При поражениях, развившихся во второй половине беременности и в период родов, психические нарушения носят более мозаичный, неравномерный характер.

^ 4. Речевые нарушения при детском церебральном параличе

В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значительное место занимают нарушения речи, частота которых составляет 80 %.

^ 5. Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП

Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;

стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;

развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);

формирование математических представлений;

развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом;

воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической работе.

Структура дефекта при ДЦП предусматривает раннюю диагностику и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с такими детьми. В основе системы лежат раннее выявление, еще в родильном доме или детской поликлинике, среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи.

Девиантное поведение, его причины и проявления

Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению

Специфика употребления алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте

Динамика злоупотребления психотропными веществами в подростковом возрасте

Работа учителя с девиантными подростками.

^ 1. Девиантное поведение, его причины и проявления

Успешность педагогической работы на сегодняшний день будет зависеть от того, как будут решены вопросы сдерживания и предупреждения отклоняющегося поведения, которое охватывает и становится свойственным огромному количеству молодых людей.

неблагополучие, разлад в семье;

педагогическая некомпетентность родителей, нарекания, брань при взаимодействии с членами семьи, наказания по пустякам;

непонимание или незнание родителями трудностей детей;

сам факт принадлежности к неблагополучной семье.

Не менее важное значение имеют и проблемы самого ребенка:

отставания в учебе;

недостаточная уверенность в себе;

отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики подростка: повышенная возбудимость, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля.

Остановимся на рассмотрении проявлений девиантного поведения. Девиантными могут быть отдельные поступки или их совокупность, которые ходят в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами. Например, разновидностями аморального поведения можно считать алкоголизм, наркоманию, токсикоманию. Крайне опасными проявлениями девиации следует считать такие отклонения от нормы, как суициды, сексуальные извращения, акцентуации характера и др. К наиболее выраженным проявлениям девиации можно отнести делинквентное (противоправное) поведение. Причем девиации могут проявляться как на уровне малых групп, так и в индивидуальном порядке. Несмотря на разнообразие подходов проявлениям девиантного поведения, его иногда сложно определить.

1-я стадия — курение табака (никотиномания);

2-я стадия — употребление алкоголя;

3-я стадия — курение марихуаны;

4-я стадия — употребление собственно наркотических препаратов, запрещенных для немедицинских целей.

Наркотик отличается от вещества, вызывающего токсикоманию, только с юридической точки зрения. Алкоголь отличается от наркотика и токсикоманического вещества в социальном смысле, т. е. про-: сто более приемлем для нашего общества в силу сложившихся культурно-исторических традиций (так, например, в мусульманских | странах люди, придерживаясь запрета на алкоголь, считают вполне социально приемлемым умеренное употребление препаратов из конопли). В психологическом же смысле все эти вещества фактически не отличаются. Поэтому вполне правомерно объединить их терминами «психоактивные» или «психотропные», т. е. изменяющие психическое состояние, вещества.

^ 2. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению

Суть алкоголизма и наркомании сострит в том, что здесь целью человека выступает стремление изменить свое психическое состояние. Поэтому найти психологические причины алкоголизма и наркомании — это значит ответить на вопрос: почему человек хочет изменить свое психическое состояние именно искусственным (химическим) путем.

слабое развитие самоконтроля, самодисциплины;

низкая устойчивость к всевозможным неблагоприятным воздействиям, неумение преодолевать трудности;

эмоциональная неустойчивость, склонность неадекватно реагировать на фрустрирующую ситуацию, неумение найти продуктивный выход из конфликта.

Эти черты личности свойственны не только алкоголикам и наркоманам, а и просто плохо социально адаптированным людям, тем более несовершеннолетним. Наверное, многие трудновоспитуемые подростки имеют такой же психологический портрет, хотя они и не употребляют психоактивных веществ. Но здесь невольно возникает опасение: «Может быть, пока еще не употребляют?» Ведь именно эти личностные особенности вызывают отклонения в поведении, напряженность в социальных контактах, что, в свою очередь, может быть связано с возникновением у подростка потребности изменить свое психическое состояние.

^ 3. Специфика употребления алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте

Причины алкоголизма и наркомании несовершеннолетних сложны и многоаспектны: от экономических и социальных до психофизиологических, включая свойства самих психотропных веществ, точнее, специфику их влияния на мозг человека. Тем не менее ни одна из этих причин не является решающей, не может выступать как основополагающая в возникновении аддиктивного поведения конкретного подростка или юноши.

^ 4. Динамика злоупотребления психотропными веществами в подростковом возрасте

Хорошо, если ребенок, развитие которого в результате неблагоприятного влияния семьи либо особенностей функционирования высшей нервной деятельности протекает с осложнениями, окажется во внесе-мейных социальных условиях, способных компенсировать эти недостатки, выровнять наметившиеся отклонения в его личности. Если же этого не происходит, дальнейшее его развитие идет стихийно, по линии наименьшего сопротивления: подросток не пытается путем самовоспитания выработать в себе качества, обеспечивающие успех и удовлетворенность жизнью, а выбирает более легкий и простой путь — сразу изменить свое психическое состояние, добиваясь тех же эмоций путем употребления психотропных веществ.

^ 5. Работа учителя с девиантными подростками

Наибольшую трудность в работе учителя и родители испытывают с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства. Серьезные затруднения связаны с такими проблемами, как воровство, наркомания, грубость в общении, особенно с употреблением ненормативной лексики, неадекватное сексуальное поведение, драки, участие в асоциальных группировках, ненависть к своим родителям, а также работа с родителями из так называемых неблагополучных семей.

целенаправленной работы по нравственному просвещению (это уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т. п.);

актуализации всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения

между учащимися в классе, отношения детей с родителями, отношения учитель-ученик, учитель-родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы);

введения нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников;

оптимального соотношения форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом пола учащихся.

В психолого-педагогической литературе приводятся принципы работы и воспитания девиантных детей, которые могут стать основой при работе с такими ребятами. Рассмотрим их.

работа с трудными детьми должна ориентироваться на развитие каждого из них;

успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;

выбор воспитательного средства необходимо соотносить только с информацией об индивидуальных качествах;

поиск педагогом способов коррекции поведения ученика должен вестись только на основе взаимодействия с ним;

постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка должно определять совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.

Принцип социального закаливания девиантных детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;

ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;

не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;

волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;

нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

Можно выделить и основные методы при воспитании девиантного ребенка.

развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах;

развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;

формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др. Саморегуляция осуществляется в соответствии с известной формулой С.Л. Рубинштейна о преломлении внешнего через внутреннее: саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач.

^ Материалы для семинарскИХ занятиЙ

О admin

x

Check Also

Польза и вред цикория растворимого, хранение, как приготовить напиток — Здоровое питание и фитнес

Польза и вред цикория растворимого, хранение, как приготовить напиток Растение цикорий обыкновенный широко известно в России, и редко кто не видел этот голубой цветок, растущий в полях и возле просёлочных дорог.

Польза и вред цикория для здоровья женщин и мужчин, состав

Польза и вред цикория для здоровья женщин и мужчин, калорийность Цикорий — двухлетнее растение, относится к виду пырей и семейству астровых пород. Имеет большой мясистый корень и прикорневую розетку очень хрупких листьев, разных цветовых вариаций, что содержат очень полезную для здоровья горечь.

Польза и вред цветной капусты, состав и свойства, противопоказания, суточные нормы, вкусные и полезные рецепты

Цветная капуста известна нам благодаря Екатерине II. Сейчас овощ набрал достаточную популярность в разных странах мира, не стала исключением и Россия. Иногда возникают споры о пользе и возможном вреде и противопоказаниях к употреблению продукта.

Польза и вред хулахуп

Из-за сидячего образа жизни в области живота у многих начинают накапливаться жировые отложения. Для такой проблемы и был изобретен ХулаХуп. Так какая же польза от этого снаряда? И приносит ли он вред? ХулаХуп (в быту просто обруч) был известен человеку еще с древних времен.

Польза и вред увлажнителей воздуха для здоровья

Предназначение прибора – создавать оптимальную влажность в помещении. Но многие не понимают, какой вред может быть от неправильного использования увлажнителей воздуха.

Польза и вред сауны, как правильно принимать банные процедуры — Век живи

Польза и вред сауны, как правильно принимать банные процедуры Сауна совсем недавно заняла свое место среди множества вариантов приятного и полезного времяпровождения.

Польза и вред груши для здоровья, противопоказания

Груша – фрукт не только вкусный, но еще и очень полезный. Регулярное включение груш в меню позволяет снизить уровень холестерина в крови, способствует укреплению иммунитета, позволяет избавиться от лишних килограммов.

Польза и вред гидромассажной ванны: показания и противопоказания

Польза и вред гидромассажной ванны: комфорт и здоровье Массажи издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний. Существует множество самых разнообразных мануальных практик.

Польза и вред бассейна

Я думаю, что не стоит говорить о том, что занятия плаванием всегда приносят пользу человеку. Вы без проблем можете пойти к реке, или на озеро, и хорошо провести время, поплавать, отдохнуть.

Польза и вред бани и сауны

В день 8 марта, мне, само собой, хочется поговорить о красоте и здоровье. И сегодня у нас будет разговор про… бани! В бане или сауне побывал каждый из нас хотя бы раз.

Польза и вред бананов для здоровья: применение медицине

Вкусная мякоть бананов полюбилась многим жителям нашей планеты, однако не все знают, что они относятся к ягодам, так как растут в траве, достигающей в высоту нескольких метров.

Польза воды для жизни, здоровья, красоты и похудения

Польза воды для жизни, здоровья, красоты и похудения. Все хорошо знают, что организм человека на 2/3 состоит из воды, и что взрослому человеку необходимо потреблять за день не меньше 2-х литров жидкости.

Польза бассейна как лучшего «тренажера» для тела и души

Польза бассейна как лучшего «тренажера» для тела и души Мальчишкой я считал, что нет ничего лучше купания, все равно где – в речке, в море, в пруду.

Польза бани при заболеваниях костей и суставов

Автор: Насонова НГ Слово «бани» произошло от латинского «бальнеум», что означает прогнать боль, хворобу, грусть. Посещение русской бани является для одних людей гигиенической процедурой, другие проводят время в приятной обстановке и компании, а для третьих – помощь в лечении хронических заболеваний.

Полынь в гинекологии: от миомы, эндометриоза, кисты яичника

За счет пользы и свойств растения полыни, она находит применение для отваров, настоев и масла, и в виде различных препаратов, свечей, ванны и компрессов для лечения гинекологических патологий у женщин.

Положительное воздействие классической музыки на эмоциональную сферу ребенка — Наши детки — Форум Webtransfer

lar4yk 19 Дек 2015 Использование музыки играет важную роль в стимулировании малышей к обучению. Материал я систематизировала и возвела в таблицу. Возможно, нашим форумчанкам будет интересен материал на эту тему Музыка, окружающая недавно родившегося ребенка, становится частью его мира.

Рейтинг@Mail.ru